Анхела Гуррия Даво (р. 24 марта 1929) — мексиканский скульптор. В 1974 году она стала первой женщиной-членом Академии искусств. Она наиболее известна такой монументальной скульптурой, как Сеньаль, произведение высотой 18 метров, созданное для летних Олимпийских игр 1968 года. Она живёт и работает в Мехико.
Анхела Гуррия | |
---|---|
Ángela Gurría Davó | |
![]() | |
Имя при рождении | Ángela Gurría Davó |
Дата рождения | 24 марта 1929(1929-03-24) (93 года) |
Место рождения | Мехико, Мексика |
Страна |
|
Род деятельности | скульптура, |
Награды и премии |
Национальная премия в области искусств и науки[d] (2013) |
![]() |
Гуррия родился в Мехико в традиционной семье из Чьяпаса[1][2]. Её отец, Хосе Мария Гурриа, был очень строгим, и его жена не могла покинуть дом в Койоакане без него. У него с женой были один мальчик и четыре девочки, однако он хотел, чтобы у него было больше сыновей. Однако Анхела была последней из их детей[2][3].
В детстве её привлекала работа каменщиков возле её дома, и она хотела стать художницей[2][4][5]. Однако в 1940-х годах в Мексике женщине было практически невозможно стать профессиональным скульптором. Она начала с обучения сама[2][5].
В молодости она поступила в школу философии и литературы при Национальном автономном университете Мексики, так как думала о карьере писателя. Однако она решила вернуться к искусству после того, как взяла уроки современного искусства у Хустино Фернандеса[1].
Несмотря на предубеждения против женщин в то время, она начала свою художественную карьеру. В начале 1960-х она отправилась в Европу, чтобы изучать искусство и проводить время в Англии, Италии и Франции. Позже она побывала в Греции и Нью-Йорке[1].
Анхела Гуррия живёт в Мехико[1].
Гуррия — один из самых успешных скульпторов Мексики. Она начала свою карьеру в 1960-х годах, добившись успеха и признания[3][6], когда она посвятила себя монументальным общественным работам в различных частях Мексики[4].
В 1952 году она начала работать у скульптора Хермана Куэто в колледже Мехико, обучаясь у него шесть лет[2][3]. Позже она работала под руководством Марио Саморы в литейном цехе Абрахама Гонсалеса и в мастерской Монтиэля Бланкаса. Однако женщин все ещё было трудно воспринимать всерьез как скульпторов, поэтому она подписывала свои работы мужскими псевдонимами: Альберто Урриа или Анхель Урриа[2][3]. Это включало её заявку на её первое монументальное произведение под названием La famila obrera, которое было сделано в 1965 году[3]. Когда организаторы конкурса узнали, что она женщина, они были удивлены и возмущены, так как в то время для женщины все ещё было немыслимо делать такие работы[6].
Вслед за этим в 1967 году была создана решетчатая дверь высотой 18 метров и шириной 3,5 метра для главного входа на фабрику, созданную Банком Мексики для производства банкнот. Эта работа получила первую премию на III Bienal Mexicana de Escultura[1].
Её следующая работа стала самой известной. Для культурной программы летних Олимпийских игр 1968 года Гуррия создал произведение под названием «Сеньаль», которое было размещено на первой станции Рута-де-ла-Амистад (Маршрут дружбы).[2] Скульптура высотой восемнадцать метров состоит из двух роговидных фигур — чёрной и белой. Это представляет собой участие африканских стран в мероприятии, для многих их первое участие[3]. После Олимпийских игр скульптуру переместили на развязку на Анилло Периферико на юге города[2]. После строительства второго уровня этой магистрали скульптура была отреставрирована и переоборудована художником в 2006 году[2][7].
В 1975 году она присоединилась к Gucadigose Group, чтобы создать монументальное произведение в Табаско, работая с Матиасом Герицем, Хуаном Луисом Диасом, Себастьяном и Гелесом Кабрерой[1].
Среди других её важных работ — Contoy (1974), Monumento México (1974), Trabajadores del Drenaje Profundo (1975), Homenaje a la ceiba (1977), Espiral Serfin (1980), El corazón mágico de Cuzamala (1987) и скульптурное стекло. Работает в базилике Гваделупской в Монтеррее (1978—1981)[3][4][5][6].
Помимо создания монументальных работ, у неё был ряд выставок своих небольших работ в музеях и других местах. Её первая индивидуальная выставка была в Galerías Diana в 1959 году[3], за которой последовало участие в выставке Escultura Mexicana contemporánea, организованной Селестино Горостиза в Мехико, Аламеда Сентрал в 1960 году[2]. В 1965 году она участвовала во II Bienal Nacional de Escultura Museo de Arte Moderno,[2] и провела крупную индивидуальную выставку в музее современного искусства в Мехико в 1974 году[1]. Совсем недавно у неё была ещё одна выставка в Museo de Arte Moderno в 2004 году, а также выставка её работ в атриуме Храма Сан-Франциско в историческом центре Мехико[5][6].
Другая её профессиональная деятельность включает преподавание скульптуры в Ибероамериканском университете и Университете лас-Америкас в Мехико. В 1969 году она занималась промышленным дизайном, уделяя особое внимание коврам при поддержке Banco de México, поскольку она была заинтересована в создании источников работы для ткачей страны[1].
Признания за её работу и карьеру включают почетное упоминание на Exposición de Escultura Mexicana Contemporáneo в 1960 году, премию Instituto de Arte de México и первую премию III Biennal de Escultura в 1967 году, первое место в скульптуре на Concurso para Monumento в Тихуане в 1973 г. и золотая медаль на Academia Italia delle Arti e del Lavoro в Италии в 1980 году[3]. Она была принята в члены Салоне мексиканской пластики[8]. и в 1974 году стала первой женщиной, принятой в Academia de Artes. В 2008 году она была удостоена чести на мероприятии в Музее Соумайя, спонсором которого является Fundación del Centro Histórico de la Ciudad de México[1], а в 2010 году КОНАКУЛЬТА и Национальный институт изящных искусств чествовали её во Дворце изящных искусств[9].
Несмотря на то, что она приобрела известность в конце 20-го века, Гуррия не является членом поколения Разрыва, которое восстал против художественных заповедей своего предшественника, мексиканского мурализма. Основной причиной этого было то, что она провела большую часть 1960-х годов, работая над монументальными скульптурами с более традиционным дизайном[4][5]. Тем не менее, она стала одной из пионеров абстрактной скульптуры в Мексике[4].
Ранние работы Гурриа носили образный, мистический и даже религиозный характер[1][3]. Со временем её работа стала более абстрактной. Однако она никогда полностью не оставляла фигуративное искусство, поскольку естественные формы, такие как человеческая фигура, животные, растения и пейзажи, по-прежнему служат отправной точкой для её форм[4][5]. Она цитирует слова: «Я определяю скульптуру как идею, которая использует форму как отправную точку для своего собственного развития, а пространство как элемент, в котором выражается геометрия этой идеи». Концепции, присутствующие в её работах, включают время, мифология, жизнь / смерть, мексиканское народное искусство и отсылки к доиспанской космологии можно найти в её работах[5][6]. Она также работает над тем, чтобы её изделия гармонично вписывались в тот фон, для которого они предназначены, будь то архитектурные или природные пейзажи[5].
Её творения сделаны из самых разных материалов, включая бронзу, сталь, мрамор, песчаник, керамику, железо, вулканический камень и обсидиан[4][5]. Она наиболее известна своими большими и монументальными произведениями, достигающими высоты от тридцати до 100 метров, а меньшие — обычно от тринадцати до пятнадцати метров. Однако она создала работы размером всего тридцать сантиметров[3][7].
Её более поздние работы не были подписаны, потому что Гуррия говорит, что она и есть её работа[4].
|deadlink=
(справка)![]() | На эту статью не ссылаются другие статьи Википедии. |