Самвел Арменович Казарян (р.20 июля 1949, Армянская ССР, Ереван) — советский и армянский скульптор, график. Член Союза Художников Армянской ССР с 1982 года. С 1978 по 1990 преподавал скульптуру и рисунок в Ереванском художественно-театральном институте. С 1984 по 1987 — глава секции молодых художников СХ АССР. С 2008 года — член правления Союза Художников РА.
![]() | В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Самвел Казарян | |
---|---|
Дата рождения | 20 июля 1949(1949-07-20) (73 года) |
Место рождения | Ереван, Армянская ССР |
Гражданство | СССР |
Родился в 1949 году в Ереване (Армения) в семье преподавателей.
Отец — Армен Георгиевич Казарян (1917—1977) по образованию филолог. Мать — Нина Оганесовна Саакян (1923—1998) окончила отделение восточных языков, филологического факультета Ереванского государственного университета.
С трёх лет Самвел начал лепить из пластилина. В 1955 мать взяла его на выставку изобразительного творчества детей во Дворец пионеров. Ознакомившись с экспонатами выставки, она предложила организаторам посмотреть работы Самвела. За них он получил первый в своей жизни похвальный лист.
Был зачислен в скульптурный кружок, где прошёл полный курс обучения с сентября 1955-го года до мая 1964. Под руководством преподавателя С.Петросяна Самвел добился больших успехов. Его работы демонстрировались на выставках, посвящённых 40-летию комсомола и 41-й годовщине Советской армии, на X, XI, XII Всесоюзных выставках изобразительного творчества детей и на десятках других.
В 1957 году в Брюсселе экспонировалась его скульптура «Лев и собачка», в Вене — «Человек и медведь», а в Нью-Йорке — скульптура «Робинзон Крузо». По просьбе посетителей выставок Самвела Ереванский радиокомитет организовал выступление мальчика по радио.
С 1964 по 1968 отучился в Ереванском государственном художественном училище им. П.Терлемезяна.
С сентября 1968-го до марта 1969 года проработал в Ереванском ювелирном заводе. Получил первый разряд в специальности ювелир-закрепщик. Осенью 1969-го два месяца проработал в Ереванском фаянсовом заводе вплоть до призыва в Советскую армию в ноябре того же года.
В 1978 году окончил Ереванский художественно-театральный институт (с 1994 года Ереванская Государственная Художественная Академия). С 1978 года — участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. С 1982 года — член СХ СССР.
Идея возникновения подобного памятника возникла у литературоведа Левона Мкртчяна. Он был знаком с Верой Звягинцевой.
Самвел Казарян встретился с Левоном Мкртчяном осенью 1974-го года во дворе Художественно-театрального института. Познакомила их преподаватель скульптуры Тереза Мирзоян. Она же и рекомендовала Л.Мкртчяну студента третьего курса Самвела для работы над предполагаемым памятником-надгробием Вере Звягинцевой.
Никакого опыта в подобых делах ни у Левона, ни тем более у Самвела в его 25 лет, не было. Как впоследствии выяснилось, и денег на это почти не было.
Ещё раз они встретились в декабре. Состоялся разговор с писателями, причастными к идее создания памятника — Сагател Арутюнян, Геворг Арутюнян, Сильва Капутикян. Одно из основных требований к памятнику сводилось к тому, что он должен быть ярко выраженно национальным — и по материалу, и по образному решению. Предположительно это должна была быть стела из туфа, по конфигурации и силуэту близкая к хачкару. Хачкар как таковой не требовался, поскольку при установке камня с крестом на могиле советского писателя в те годы могли возникнуть осложнения.
16 января 1975 года Самвел Казарян приехал в Москву. К тому времени прах Веры Звягинцевой захоронили на Переделкинском кладбище, и он с литературоведом Е. К. Дейч посетил могилу поэта. Тогда же в доме Е. К. Дейч Самвел встретил её племянницу Елену Малкину, с которой после трёх лет переписки поженился в 1978 году.
К весне 1975-го был сделан эскиз памятника, затем модель в глине. Их смотрели Левон Мкртчян и писатель-публицист Вардкес Петросян. Памятник установили 27-го августа 1975-го года. 29-го состоялось открытие.