Со́фья Исааковна Ды́мшиц-Толста́я (11[23]апреля1884, Санкт-Петербург — 30 августа 1963, Ленинград) — российская художница-авангардистка, блеснувшая в краткую пору расцвета русского новаторского искусства начала XX века конструктивистскими и дадаистскими работами.[1]
В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Дымшиц и Толстая.
художница
, живописец, плакатист, издатель, художественный редактор, мемуарист
Учёба
Бернский университет (медицинский и философский факультеты); Художественная школа С. С. Егорнова, Санкт-Петербург; Студия рисования и живописи Е. Званцевой, Санкт-Петербург
Стиль
экспрессионизм кубизм конструктивизм
Биография
Софья Исааковна (Сара Айзиковна) Дымшиц родилась 23 апреля 1884 года[2] в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания Айзика Евелевича Дымшица, занятого в лесопромышленности. Сыном её сестры Розы и её мужа, биржевого маклера Нахмана Йохелевича (Наума Игнатьевича) Костелянеца, был американский композитор и эстрадный дирижёр Абрам Наумович Костелянец[3]. Сыном брата, инженера Льва Исааковича Дымшица, был литературовед А. Л. Дымшиц.
1903—1906: Слушает начальный курс в Бернском университете, сначала на медицинском, позднее — на философском факультете.[4][5]
1906: Занятия в Художественной школе С. С. Егорнова. Знакомство с графом Алексеем Толстым, однокашником брата; родители против визитов в их дом женатого человека. Весной 1907 года Толстой делает Софье предложение.[7]
1907—1910: Студия рисования и живописи Званцевой;[8][9] в Санкт-Петербурге. Преподавательский состав студии очень мощный: М. Добужинский, Л. Бакст, К. Петров-Водкин, К. Сомов. В этой же студии вместе с Софьей занимались Елена Гуро, Александр Ромм[10] и Марк Шагал.[11] А ещё здесь брала уроки Наталья Крандиевская, которая станет следующей женой А. Н. Толстого. Софья и Наталья работали за соседними мольбертами, а Алексей Толстой часто заглядывал в студию.[12] Бракоразводный процесс с первым мужем затянулся на несколько лет.
1908: По совету Л. Бакста едет стажироваться, как художник, в Париж. Её сопровождает А. Н. Толстой. Софья осваивает офорт под руководством Е. Кругликовой (в парижском ателье Кругликовой на ул. Буасоннад, 17); занимается в Академии «La Palette»[en] (руководители Жак-Эмиль Бланш, Шарль Герен и Анри Ле Фоконье).[13]
1911: Пребывание супругов Софьи и Алексея Толстых в Париже. Рождение дочери Марианны (впоследствии доктор технических наук, профессор Московского института стали и сплавов и заведующая кафедрой общей химии Московского авиационно-технологического института имени К. Э. Циолковского).
Писатель А. Н. Толстой
1913: В спектакле «Нашего театра» по пьесе А. Мюссе «Кармозина» исполнила заглавную роль.
1914: Прекращены отношения с Алексеем Толстым.
1918: Избирается секретарём отдела ИЗО Наркомпроса; входит в состав Всероссийского выставочного отделения при Наркомпросе.[15]
1919: Организует художественную постановку празднования 2-й годовщины Октябрьской революции в Москве. В конце года уезжает в Петроград.
1919—1920: Дымшиц-Толстая увлечённо экспериментирует с живописью на стекле. Судьба свела её с одним из лидеров русского авангарда, Владимиром Татлиным; Софья становится его секретарём и помощником в годы создания Памятника Третьему Интернационалу. Дымшиц-Толстая работает над объёмами кубов, конусов и шаров, вращающихся внутри спиралевидной конструкции. Эти объёмы были выполнены из художественно обработанного стекла. Стекло с присущими ему материальными свойствами было важной составной частью проекта. В то время как общая революционная концепция Башни Татлина заметно повлияла на реформу принципов архитектоники во всех сферах модернистского искусства XX века.
1921: Софья выходит замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati).[16]
1925—1935: С. Дымшиц-Толстая заведует художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка». Журнал был заметным явлением в советской культуре. В 1933 году публикуется приветствие «Работнице и Крестьянке» от Максима Горького[18]:
«Поздравляю журнал „Работница и крестьянка“ с десятилетием его глубоко важной работы… каждый раз, когда приходилось читать его, меня радовало уменье, с которым ведёте вы журнал, простота языка, которым беседуете с работницей и крестьянкой, ясность изложения великих идей, которые объединяют рабочий народ в одну силу».
— М. Горький, «Работнице и крестьянке», 1933.
Как художественный редактор, Дымшиц-Толстая умело применяет развитые в революционные годы навыки. Например, она отказывается от использования статичной графики, считая, что совместная работа художника и фотографа по темпам более свойственна массовому изданию. Совместно с фотографом выезжала на предприятия, выбирая типаж и компонуя фото-постановку; среди фотографов журнала был и будущий классик советской фотографии, совсем ещё юный Дмитрий Николаевич Бальтерманц. Из всей подборки снимков, фото для обложки, на её взгляд, было наиболее важным:
Оно должно было быть разворотным, одно на обе страницы. Так как обложка печаталась в цинкографии на хорошей бумаге, работницы обложку снимали и вешали на стенку, как картинку. Таким образом, обложка давала не только агитационное восприятие, но и в известной степени и эстетическое".
— Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания, 1939—1940 (рукопись). Отдел рукописей ГРМ, СПб.
Вторая половина 1920-х: С этого времени художница обращается к живописи натюрмортов.
1934: Награждена премией вновь организованного «Союза Советских художников» за работу в журнале.
1953—1959: Состоит в Ленинградском отделении Союза художников СССР.
Изображения в сети
1903. Софья в окружении семьи (стоит почти в центре снимка; перед ней сидят мать и брат), 1903: год поступления Софьи в Бернский университет).
[coollib.com/i/98/273298/i_005.jpg Софья Дымшиц. Фотопортрет середины 1900-х].
С. И. Дымшиц-Толстая. Композиция. Компас. до 1919. Холст, масло, песок, верёвка, алюминий, краска. 69 × 53 см. Самарский художественный музей Инв. Ж 835.
«Софья Исааковна Дымшиц-Толстая, художница, жена Алексея Толстого на протяжении 1907—1914 годов, спутница Владимира Татлина в первые пореволюционные годы, имеет право на то, чтобы войти в историю русской культуры — как адресат, вдохновительница и прототип многих первоклассных литературных текстов и модель многих портретов выдающихся русских художников 1900—1910-х годов» — Е. Д. Толстая«„Я пою и я — ничья“: К тексту Софьи Дымшиц-Толстой в русской литературеАрхивная копия от 12 августа 2014 на Wayback Machine».
Софья родилась в 1884 году — при том, что во всех её биографиях годом рождения указан 1889-й. При поступлении в Бернский университет в 1903 году она указала дату «1884». Родственники считали, что она завысила возраст из страха, что 14-летнюю девочку не примут в университет. Но при поступлении в университет всегда требуется оригинал метрического свидетельства, так что она не могла не указать свой настоящий возраст. // Елена Дмитриевна Толстая: «Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург» — С.3; Издательство НЛО, 2013.
Другой племянник С. И. Дымшиц — налоговый адвокат Борис Костелянец (1911—2006).
«После окончания женской гимназии, имея отроду 18 лет, Софья уехала учиться в Швейцарию и приступила к занятиям на медицинском факультете Бернского университета 28 октября 1903 года, с началом зимнего семестра. Согласно матрикулярным книгам, она записалась в университет как Сара Дымшиц (Sarah Dymschitz), здесь же был указан и настоящий год её рождения, 1884». Л. Хмельницкая. Сплетения судебАрхивная копия от 6 октября 2014 на Wayback Machine: Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006, с. 87—109
Любопытно, что как раз в эти годы (1902—1909), неподалёку, в патентном Бюро, скромно трудился выпускник Бернского университета Альберт Эйнштейн.
В мемуарах Софьи Дымшиц эпизод с предложением выглядит так:
«Однажды, весной 1907 года, Алексей Николаевич явился в школу Егорнова, облачённый в сюртук, торжественный, застёгнутый на все пуговицы. Оставшись со мной наедине, он сделал мне предложение стать его женой. В ответ я обрисовала ему всю нелепость нашего положения: я — неразведённая жена, он — неразведённый муж. Но Алексей Николаевич продолжал настаивать, заявил, что его решение куплено ценой глубоких переживаний, говорил, что его разрыв с семьёй предрешён, и требовал моего ухода из семьи. Всё же мы в этот раз ни до чего не договорились и в следующие дни ещё неоднократно обсуждали наши радостные чувства и невеселые обстоятельства. Наконец, желая окончательно проверить чувства Алексея Николаевича к его семье и ко мне, я предложила, чтобы он с Юлией Васильевной совершил заграничную поездку».
— Варламов А. Н. Красный шут. Биографическое повествование об Алексее Толстом; Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2006 г. — 591 с.: ил.
Алексей Толстой посещал знаменитые среды в «башне» у Вячеслава Иванова. Поскольку студия Званцевой располагалась на первом этаже того же дома на углу Таврической и Тверской (дом 1) улиц, а среди преподавателей значились Л. Бакст, М. Добужинский и К. Петров-Водкин, то многие из легендарных персонажей Серебряного века попросту «перетекали» из художественных классов в литературную «башню» и обратно.
Я помню, как мы проводили петербургские белые ночи. Мы были в то время особенно дружны с художником Судейкиным и его женой артисткой Ольгой Афанасьевной, с Мейерхольдом и поэтом Кузминым. В их обществе, а иногда и с другими художниками мы все ночи проводили на Островах, на поплавках. Поплавки — это были маленькие открытые ресторанчики, построенные на Неве на сваях. Мы там сидели заворожённые необыкновенной красотой нашего великого города с его дворцами и необычайной архитектурой. <…> Насладившись красотой, мы уезжали к Судейкину. Он жил на Васильевском острове в мастерской с большим итальянским окном. Здесь начинались мистерии творчества — Кузмин садился за рояль и звучала музыкальная импровизация.
— Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания, 1939—1940. Отдел рукописей Государственного Русского музея, СПб. С.15-16.
Новая власть на первых порах раскрепостила не только представителей национальных меньшинств России — права гражданства получили все авангардные художественные направления, которые ранее также дискриминировались буржуазным обществом. Деятели русского авангарда обрели государственную поддержку и сосредоточили в своих руках определённую власть.
В январе 1918 г. в Петрограде при Наркомпросе был учрежден Всероссийский Отдел Изо. Заведовал им Д. Штеренберг; в Коллегию по делам искусств при Отделе вошли Н. Альтман, В. Баранов-Россинэ, И. Школьник. Московский филиал Отдела Изо возглавил В.Татлин; в московскую Художественную коллегию в 1918—1919 гг. входили С. Дымшиц-Толстая, Р. Фальк.
Dictionary of Women ArtistsАрхивная копия от 8 марта 2016 на Wayback Machine: Artists, J-Z (editor: Delia Gaze); by Jane A. Sharp; p. 481. В конце 1930-х он был репрессирован, оказался в лагерях. Герман Пессати «освободился» из ГУЛАГа, будучи смертельно больным.
Сын Александр погиб в 1942 году под Сталинградом.
Цитируется по книге: Е. Д. Толстая: Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург. Стр. 56.
Этот портрет был представлен публике на «Выставке одной картины» в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. ВрубеляАрхивная копия от 19 апреля 2015 на Wayback Machine, с 6 по 12 марта 2009. Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (Мать Мария, 1891—1945) — русский поэт, художник, богослов. В 1932 году приняла пострижение в монахини (в миру). В 1945-м казнена в газовой камере в нацистском концентрационном лагере Равенсбрюк. Знакомство художницы Софьи Исааковны Дымшиц с Елизаветой Юрьевной состоялось в 1911 году в Петербурге. Во время московских встреч, в 1913 году, Дымшиц написала портрет Кузьминой-Караваевой. В коллекцию музея портрет поступил без указания имени героини. Благодаря исследованиям сотрудников, переписке с родными Елизаветы Юрьевны, удалось атрибутировать произведение. Издание «Открытый Омск», 2009.Архивная копия от 12 августа 2014 на Wayback Machine
Каталог выставки картин «Мир Искусства». Москва. 1912
Каталог выставки картин «Мир Искусства». Москва. 1913
Каталог выставки картин «Мир Искусства». 1-е изд. С.-Петербург. 1913
Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Петроград. 1916
Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Петроград. 1917
Гр. С. И. Толстая // Каталог выставки картин Общества художников «Бубновый Валет». С.-Петербург. 1913. № № 333—334
Выставка живописи 1915 год. Москва. Художественный Салон. [1915]
В каталоге: «Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915—1932» — Берн, Москва, 1993. С.760.
Литература
Дымшиц-Толстая, С. И.Воспоминания./Рукопись.— Отдел рукописей Государственного Русского музея, СПб., 1939—1940.— Т.ф. 700.— ед. хр. 249с.
С. Дымшиц-Толстая, Ю. Олеша и др.Воспоминания об А. Н. Толстом (А. Н. Толстой в воспоминаниях современников)/Составитель: Людмила Толстая.— М.: Советский писатель, 1982.— С.44—79.— 496с.— 100 000 экз.
Елена Толстая.[coollib.com/b/273298/read Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург].— Новое литературное обозрение, 2013.— 544с.— ISBN 9785444800072.
С. Абрамов (ред.).Русское Искусство. Вып.1.— М.-Пб. [Пг.]: Творчество; Государственный Трест «Петропечать», 1923.— С.И. Пуни. Обзор новых течений в искусстве Петербурга, с.17 – 28.
Другой контент может иметь иную лицензию. Перед использованием материалов сайта WikiSort.org внимательно изучите правила лицензирования конкретных элементов наполнения сайта.
2019-2025 WikiSort.org - проект по пересортировке и дополнению контента Википедии