Марк Хаимович (Ефимович) Тумин (16 сентября 1946 — 25 июня 2013) — советский российский живописец, педагог, член творческого объединения «Эрмитаж» («эрмитажная школа»). Представитель школы аналитической живописи.
![]() | Эту статью предлагается удалить. |
Тумин Марк Ефимович (Хаимович) | |
---|---|
Дата рождения | 16 сентября 1946(1946-09-16) |
Место рождения | Ленинград, СССР |
Дата смерти | 25 июня 2013(2013-06-25) (66 лет) |
Место смерти | Санкт-Петербург, Россия |
Страна |
![]() ![]() |
Жанр | портрет, аналитическая копия, аналитическая композиция, аналитическая интерпретация |
Марк Хаимович (Ефимович) Тумин родился 16 сентября 1946 года в Ленинграде.
Одновременно с учебой в средней школе занимался в музыкальной школе по классу виолончели: музыка была естественным фоном жизни семьи. Учиться рисовать начал в художественной студии при Таврическом художественном училище (1960—1962), продолжил в Городской художественной школе (1963—1964). В 1964 году поступил в Художественное училище им. В. А. Серова, где занимался у Александра Павловича Зайцева (1965—1968). Посещение с 1973 возглавляемого А. П. Зайцевым Студенческого научного общества кафедры рисунка в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной оказалось решающим: в 1975 Тумин поступает в Училище. К сожалению, образование не было закончено.
В течение многих лет (1969—1985) копировал старых мастеров в Эрмитаже под руководством Григория Яковлевича Длугача, встреча с которым в декабре 1969 существенно изменила творческую биографию художника: «Г. Я. Длугач помог мне найти свой язык в изобразительном творчестве».
Дочь Марка Тумина — известная российская актриса и театральный режиссёр Яна Тумина.
Член Союза художников с 1998 года.
Умер 25 июня 2013 года в Санкт-Петербурге.[1]
Член неофициальной группы художников, возникшей под руководством Г. Я. Длугача, — творческого объединения «Эрмитаж» (1969—1997). Метод творческой интерпретации, предложенный Длугачем и рассматриваемый широко, «был основан на одном очень сильном допущении: в картине мастера нет ничего случайного». Основатель «эрмитажной школы» формулировал компилированную сущность живописной формы одним словом — «камень», что впоследствии приобрело характер термина, обозначающего «целое». Как отмечал С. М. Даниэль, коллега и товарищ по группе: «При желании здесь можно усмотреть черты мифологизации художественной формы, но это никак не противоречит самой природе творчества»iv. Однако эрмитажный опыт не довлел «неподъемным камнем»: Тумин стремился к естественной внутренней свободе главенства интерпретации над анализомv. Индивидуальное дарование художника позволило отыскать собственный путь.
Оставаясь в основном в традиционных техниках, опираясь на большие стили XX века и развивая избранное направление «эрмитажной школы», творчеству Тумина было свойственно «отношение к жизни и к искусству как к серьезному драматическому действу и выделение из косной материи бытия духовной жизни»vi — такое мнение высказывает искусствовед и коллекционер Н. И. Благодатов, особо выделяя индивидуальную черту художника — «таинственное мерцание в работах».
Тумин считал, что главное в деятельности художника — «соотнести себя с частицей постоянно обновляющейся материи, реализованной изобразительными средствами».
Большое место в творчестве художника занимает религиозная тема. Искусствовед А. И. Шаманькова, анализируя наследие группы «Эрмитаж», выделяет, что именно «в связи с „библейскими“ поисками в творчестве мастеров неофициальной сцены находит свое различное решение проблематика формы». Евангельская тема у Тумина, раскрывающаяся «в сценах повседневности, становится вневременной; в названиях же картин ощутима универсальность сюжетов („Отец и сын“, 1996; „Встреча“, 2006; „Семья“, 2007; и др.)»x.
В 1975—1991 — преподаватель Детской художественной школы № 7 Петергофа. В 1991 выступил учредителем Школы изобразительной композиции. В 2003—2012 — президент Петербургского фонда образовательных программ.
Вел активную преподавательскую деятельность в Великобритании (1986—1990) и в США во время туров в эту страну группы «Эрмитаж» (1992—2000).
Последние два десятилетия жизни преподавал живопись и композицию в Санкт-Петербургском Институте телевидения, бизнеса и дизайна, заведовал лабораторией аналитических исследований в области изобразительного искусства в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Автор учебно-методических программ: «Художественный образ», «Аналитические исследования в области изобразительного искусства», «Образ, формат, модуль», «Решение проблем в визуальных искусствах», «Арт-дизайн как средство коммуникаций», «Режиссура изобразительного пространства», «Пространство и образ в графическом дизайне»xi. Отстаивая позицию, что понятие «формат» «имеет гораздо более широкое, универсальное значение, применимое к различным видам визуальных искусств», выдвигал тезис о том, что триада «слово — сюжет — метафора» является «доминантой формирования концепции „образ — формат — модуль“».
Основатель творческого объединения «Метафора» (2008) — союза непрофессиональных художников, выросших из лаборатории аналитических исследований в области изобразительного искусства на базе частной галереи «Al Gallery».