art.wikisort.org - Создатель

Search / Calendar

Гаврии́л (Гаврила) Ива́нович Скороду́мов (13 [24] марта 1754, Санкт-Петербург, Российская империя — 12 [23] марта 1792, там же) — русский рисовальщик, гравёр и живописец (в том числе миниатюрист), академик Императорской Академии художеств (1785); первый в истории русский художник, снискавший европейскую известность[1]. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764–1772) под началом живописца Антона Лосенко и других мастеров. В 1773–1782 годах жил в Лондоне, где под руководством Франческо Бартолоцци и позднее самостоятельно освоил гравюру пунктирной манерой, став первым в русской школе мастером этой техники. Обратив на себя внимание императрицы Екатерины II, Скородумов вернулся в Санкт-Петербург в 1782 году и был удостоен званий придворного гравёра и смотрителя коллекции эстампов Эрмитажа. Несмотря на формальное признание, он в итоге не смог приспособиться к положению при дворе и столкнулся с неприязненным отношением со стороны императрицы и Академии художеств; последние годы жизни Скородумов провёл в условиях личного и творческого кризиса.

Гавриил Иванович Скородумов

Автопортрет в кабинете гравюр Эрмитажа. Не ранее 1785
№ 76 по каталогу Е. Мишиной
Бумага, акварель, белила, тушь, перо, графитный карандаш. 65,5 × 46 см
Русский музей, Санкт-Петербург
Дата рождения 13 марта 1754(1754-03-13)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 12 июля 1792(1792-07-12) (38 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Подданство  Российская империя
Учёба
Императорская Академия художеств (1773)
Наставники:
Награды
Звания академик ИАХ (1785)
Премии пенсия ИАХ (1773)
 Медиафайлы на Викискладе

Биография


Гавриил (Гаврила) Иванович Скородумов[комм. 1] родился 13 марта 1754 года[комм. 2] в Санкт-Петербурге в семье Ивана Ивановича Скородумова (около 1714 — 1794) — потомственного художника-декоратора, служившего в Канцелярии от строений[комм. 3]; восприемниками будущего художника на крещении стали И. И. Вишняков — сын известного портретиста И. Я. Вишнякова и супруга И. И. Бельского[5]. В 1764 году он был принят в Академию художеств, где занимался одновременно в живописном и гравировальном классах. Его учителями были А. Радиг, Г. Ф. Сребреницкий, Н. Я. Колпаков, И. Штенглин и А. П. Лосенко. Один из первых учеников, Скородумов исполнил гравюры для альбома учебных пособий «Изъяснение краткой пропорции человека». В 1772 году Скородумов окончил Академию художеств с большой золотой медалью (за гравюры «Лот с дочерьми» с картины Лагрене и «Натурщик» с этюда Лосенко) с правом пенсионерской поездки за границу.

В 1773 году он, вместе с М. И. Бельским[11], был отправлен в Лондон, где в мастерской знаменитого гравера Франческо Бартолоцци быстро овладел неизвестными в России техниками гравирования пунктиром и карандашной манерой. Гравюры Скородумова отличаются четкостью, графической заостренностью, рельефной лепкой объёмов и тонкой проработкой деталей. Его пунктир довольно крупный и немного грубоватый, но именно это часто делает его произведения живее и энергичнее гравюр Бартолоцци. Вскоре по прибытии в Лондон Скородумов начал получать заказы от лондонских издателей и торговцев гравюрами, его первыми подписанными досками были «Размышления над Клариссой Харлоу» и «Прощание Ромео и Джульетты» (оба — 1775) по оригиналам Джошуа Рейнольдса и Бенджамина Уэста соответственно. Он воспроизвел в гравюре 24 картины Ангелики Кауфман — модной художницы, создававшей неоклассические композиции. Именно этим листам, популярным как в Англии, так и на континенте, Скородумов прежде всего был обязан своей известностью.

Скородумов всячески оттягивал свое возвращение в Россию, однако все же последовал персональному приглашению Екатерины II, писавшей в 1782 году своему корреспонденту барону Фридриху Мельхиору Гримму: «Если бы Скородумов захотел приехать сюда и гравировать в моей галерее, я дала бы ему тысячу двести рублей и тысячу на путешествие, только бы он обещал не лениться»[12]. В начале сентября 1782 года Скородумов прибыл в Санкт-Петербург, где по указу императрицы ему было назначено звание гравера Е. И. В. и смотрителя гравюр при Эрмитаже, 1200 руб. жалования, 600 руб. квартирных, а также персональный печатник[13].

В Петербурге, кроме гравирования, Скородумов занимался живописью и миниатюрой; писал портреты высочайших особ для жалованных перстней и табакерок. Значимые его произведения тех лет — живописные портреты великокняжеской (впоследствии императорской) четы Павла Петровича и Марии Федоровны; акварели (в том числе знаменитый автопортрет и портрет отца); гравированные портреты (в том числе Екатерины II с оригиналов Ф. С. Рокотова и Ф. де Мейса). В 1791—1792 гг. художник начал работу над созданием видов Санкт-Петербурга по собственным рисункам; в эту серию, по его замыслу, должно было входить двенадцать листов. В собрании Г. Р. Державина в 1788 году было две гравюры Скородумова: «Клеопатра» и «Артемисия» (оба — по оригиналам Ангелики Кауфман)[14].

Однако работа в России у Скородумова не заладилась. Уже через четыре месяца после его прибытия, в декабре 1782 года Екатерина II жаловалась барону Гримму: «… то одно не так, то другое. То ему слишком жарко, то слишком холодно. Нет ничего хуже, как артисты на жаловании. Я велела сказать ему, что если он ничем не доволен, я не держу его. Он может отправляться искать счастья по белу свету»[15], затем в сентябре 1783 года: «Я считаю Скородумова существом преленивым, потому что с тех пор как он здесь, ни одна живая душа не видела его малейшей работы»[16], а весной 1784 Екатерина II приостановила выплату жалования Скородумову до появления результатов его работы. За неимением подробностей исследователи вынуждены гадать о причинах внезапного упадка активности Скородумова по возвращении в Россию. На возможные обстоятельства личного и творческого кризиса Скородумова, по распространённому мнению, указывал И. А. Крылов в письме одиннадцатом «Почты духов» — в нём, как считается, писатель вывел гравёра в образе художника Трудолюбова, произносящего следующую реплику:

Что до меня касается… то… при первом же случае постараюсь… возвратиться опять в Англию, где знают лучше цену моего художества, и где за оное получал я во сто раз больше нежели здесь, хотя я никакой не примечаю разности в моем искусстве; и сие меня столько опечалило, что не размышляя ни мало предался я пьянству; знаю что разумному человеку сие не простительно, но что уже делать когда о том я скоро думав сделался теперь совершенным пьяницею…

И. А. Крылов. «Почта духов». Письмо XI (1789)[17]

В день смерти 12 июля 1792 года Скородумов, согласно Д. Ровинскому, «был в гостях y купца Струнникова и после обеда лег на сырую траву; к вечеру y него сделалась холерина, a к ночи он кончил жизнь»[18]. Художнику было 38 лет.


Галерея



Примечания


Комментарии
  1. Имя Гавриил Иванович Скородумов закрепилось в историографии с середины XIX века (см.: Скородумов, 1852, и последующие источники), но не является вполне верным — согласно Ч. Мезенцевой, в екатерининскую эпоху отчество дозволялось только дворянам. В современных источниках Скородумов проходил как Гавриил, Гаврила, сын Ивана либо Гаврила Иванов[2].
  2. Вслед за очерком П. Н. Скородумова (1852) в ряде источников вплоть до начала XXI века[3] считается, что Г. И. Скородумов родился 12 (23) марта 1755 года — эта дата была указана на ныне утраченной могиле гравёра на Смоленском кладбище, а также на объявлении о столетии со дня его рождения, упоминаемом у Д. А. Ровинского и далее в материале «Русского биографического словаря» со ссылкой на П. Н. Петрова; Ровинский также упоминал ещё одну датировку, фигурировавшую на обложке к эстампам Скородумова в Британском музее — 1748 год[4].
    В опубликованном в 1974 году очерке жизни и творчества живописца Алексея Антропова сотрудница Третьяковской галереи Ирина Сахарова установила новую, более раннюю датировку со ссылкой на архивные данные, используемую в современной литературе (в частности, в исследованиях Е. Мишиной) — 13 (24) марта 1754 года[5]; возражая вновь введённой датировке, Ч. Мезенцева считала, что «в эпитафии на таком кладбищенском камне ошибки исключены»[6].
  3. Согласно Е. Некрасовой[7], семья Скородумовых была известна с середины XVII века, когда работал живописец Яков Скородумов — прадед Гавриила Ивановича. Дед, Иван Яковлевич, работал живописным мастером в Канцелярии от строений.
    Отец — Иван Иванович Скородумов (около 1714 — 1794) в 1729 году поступил на службу в Канцелярию от строений на должность живописного ученика. Затем в течение многих лет работал там в должности живописного мастера под началом Антонио Перезинотти и Джузеппе Валериани. Вместе с другими мастерами участвовал в росписях императорских резидений, в том числе Летнего и Зимнего дворцов в Санкт-Петербурге, архитектурных сооружений в Петергофе и Царском Селе. В 1762 году старший Скородумов был в числе 17 мастеров, отправленных в Москву для оформления торжеств в честь коронации Екатерины II. Был уволен из Канцелярии от строений за недостатком штатных единиц. 27 марта 1770 года принят в Академию художеств для «смотрения над краскотерами в терении красок и во всем и во всем, что принадлежит до малярного мастерства». Выполнял работы, «принадлежащих до театра», расписывал лестницу Академии художеств «квадратурою и орнаментом». В 1784 году был уволен «за старостью»[8].
    В XIX веке были известны братья Скородумовы — племянники Гавриила Ивановича, владевшие дачей на Аптекарском острове по современному адресу Песочная набережная, 14, выкупленной у наследников архитектора В. И. Баженова. На даче братьев Скородумовых собирались литераторы, объединявшиеся вокруг журнала «Благонамеренный»; в числе последних был и старший из братьев (ум. 1882), служивший секретарем государственного деятеля и историка А. И. Тургенева[9]. В 1852 году в журнале «Сын отечества» П. Н. Скородумов опубликовал очерк о своем знаменитом дяде — первую биографию гравёра, составленную по свидетельствам его родственников и знакомых. По определению Е. Мишиной эта статья имеет панегирический характер и может содержать преувеличения; тем не менее она остаётся важнейшим источником сведений о жизни, личности и творчестве Скородумова[10].
Источники
  1. Bénézit, 1976, p. 481; Мишина, 2003, с. 7; Мезенцева, 2010, с. 4.
  2. Мезенцева, 2010, с. 6.
  3. Скородумов, 1852, с. 59; Ровинский, 1895, стб. 889; Анненков, 1904, с. 609; Кондаков, 1915, с. 439; Thieme-Becker, 1937, S. 120; Bénézit, 1976, p. 481; Петинова, 2000, с. 240; Мезенцева, 2010, с. 5; БРЭ, 2015, с. 363.
  4. Ровинский, 1895, стб. 890; Анненков, 1904, с. 609.
  5. РГИА, Ф.19, оп. 111, д. 36, 1754 г., л. 327 об.. Цит. в: Сахарова, 1974, гл. 6, с. 161, 198, прим. 26; Мишина, 2003, с. 7, 39, прим. 6.
  6. Мезенцева, 2010, с. 28.
  7. Некрасова, 1954, с. 3, цит. в: Мишина, 2003, с. 7.
  8. Мишина, 2003, с. 7, 40, прим. 7; Мезенцева, 2010, с. 22–23.
    • Грибанов В. И., Лурье Л. Я. Аптекарский остров / В. И. Грибанов, Л. Я. Лурье. Л. : Лениздат, 1988. — С. 76. — 172, [2] с. с. : ил. — (Туристу о Ленинграде). — Цит. в: Пыляев, 1996, гл. 1., с. 505, прим. 134. 50 000 экз. — ISBN 5-289-00119-0.
    • Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга : Изд. с доп. М. И. Пыляева, науч. коммент., полн. имен. указ., аннот. ил / [Вступ. ст. В. А. Витязевой, О. В. Миллер ; Авт. коммент. Бройтман Л. И. и др.]. СПб. : Лениздат, 1996. — С. 47, 505. — 669 с. : ил. 7000 экз. — ISBN 5-289-01736-4.
  9. Мишина, 2003, с. 7, 39, прим. 3..
  10. А. Э. М—н. Бельский, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. СПб., 1908. — Т. 3: Бетанкур — Бякстер. — С. 670.
  11. Сборник Рус. ист. общества, т. 23, 1878, с. 240.
  12. Мишина, 2003, с. 24.
  13. Родионов и др., 2012, с. 78–81, кат. 36, 37.
  14. Сборник Рус. ист. общества, т. 23, 1878, с. 260, 261.
  15. Сборник Рус. ист. общества, т. 23, 1878, с. 284.
  16. Крылов И. А. Письмо XI : От гнома Зора. О именинном столе у купца Плутареза — разговоры: о свойствах его жены, служивших к его обогащению; о судейской жене; о силах почтенных госпож в доставлении счастия в свете; предложения о вступлении в службу сыну Плутарезову; мнение придворного о блеске, достоинствах и о службе придворных; мнение Рубакина о выгодах военнослужащих; мнение Тихокрадово о преимуществах статской службы; мнение Трудолюбова о участи художников и пр. // Почта духов : ежемесячное издание, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами. — СПб : Тип. И. Рахманинова, 1789.  Ч. 1, № 2 (февраль). — С. 123–124. — Цит. в: Мишина, 2003, с. 26–27; Мезенцева, 2010, с. 27.
  17. Ровинский, 1895, стб. 890.

Библиография


Документы, письма и воспоминания
Полные биографии. Каталог творчества
Очерки отдельных аспектов творчества
Каталог выставки
Альбом
Другие работы
Словари и энциклопедии
Справочные указатели

На других языках


[en] Gavriil Skorodumov

Gavriil Ivanovich Skorodumov (Russian: Гавриил Иванович Скородумов; 12 March 1755 – 12 July 1792)[2] was a Russian engraver, draftsman, and painter, best known for his stipple prints. Closely associated with the Florentine draftsman and engraver Francesco Bartolozzi, Skorodumov had an active career that spanned three decades, and was regarded as the first Russian-born artist to gain international acclaim.[3]
- [ru] Скородумов, Гавриил Иванович



Текст в блоке "Читать" взят с сайта "Википедия" и доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Другой контент может иметь иную лицензию. Перед использованием материалов сайта WikiSort.org внимательно изучите правила лицензирования конкретных элементов наполнения сайта.

2019-2025
WikiSort.org - проект по пересортировке и дополнению контента Википедии