Гилье́рме Аугу́шту Ка́у да Ко́шта де Са́нта Ри́та (порт. Guilherme Augusto Cau da Costa de Santa Rita), или сокращённо Гилье́рме де Са́нта Ри́та (порт. Guilherme de Santa-Rita), более известен под псевдонимом Са́нта Ри́та Пи́нтор (порт. Santa Rita Pintor также порт. Santa-Rita Pintor); 31 октября 1889 (1889-10-31), Лиссабон — 29 апреля 1918, Лиссабон) — португальский художник-футурист, представитель первого поколения модернизма в живописи Португалии первой четверти XX века.
Гильерме де Санта Рита | |
---|---|
| |
Дата рождения | 31 октября 1889(1889-10-31)[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 29 мая 1918(1918-05-29)[1] (28 лет) |
Место смерти | |
Страна |
|
![]() |
Фамилия художника имеет древнее происхождение. Но если в португальских биографических словарях при её написании, как и в орфографии наименований населённых пунктов, не использовался дефис, то ещё при жизни художника в одном и том же издании (например, Portugal Futurista, 1917) могли встречаться различные варианты написания его псевдонима. Отсутствие нормы орфографии наблюдается и в настоящее время:
Cчитается родоначальником футуризма в Португалии[7]. В 1916 году художник заявил: «В Португалии есть только один заявивший о себе футурист — это я»[12]. Единственный из художников первого поколения португальских модернистов, обладавший законченным академическим образованием[7]. За картину «Самсон и Далила» (Sansão e Dalila) в феврале-марте 1910 года получил стипендию для обучения в Париже[13]. Но в 1912 году был лишён этой стипендии. Молодой художник пошёл на провокацию — вместо собственной оригинальной работы предоставил комиссии копию скандальной «Олимпии» Мане. С того времени жюри из академических художников приостановило присуждение стипендий всякого рода, а Санта Рита поставил себя в безвыходное положение, что помогает понять причину, по которой другие художники стали его сторониться[13]. В Париже сблизился с Пикассо, Маринетти и Максом Жакобом[7]. Был дружен с Алмадой Негрейрушем. А. Ж. Сарайва и О. Лопеш отметили, что пребывание двух молодых художников в Париже в 1913—1916 годах было крайне важно для зарождения модернизма в Португалии, поскольку прибыли они из мировой культурной столицы в Лиссабон с литературными и футуристическими новостями, сведениями о других течениях искусства из первых рук[14]. Футуристы были первыми, кто в Лиссабоне начал устраивать шумные и скандальные перформансы. Центральной среди них фигурой (не в живописи, но именно в первых перформенсах) был Санта Рита Пинтор, приобщивший к таким акциям Алмаду Негрейруша. Действа проходили в Шиаду (Chiado), богемном районе португальской столицы[13].
Одной из самых известных работ Санта Риты Пинтора считается незаконченная картина маслом «Голова» — ключевое произведение португальского модернизма, созданное в синтезе кубизма и футуризма в начале его зарождения около 1912 или 1913 года. Входил в состав первой группы модернистов в Лиссабоне, но никогда не выставлялся в Португалии. Фотографии работ опубликованы в журналах «Орфей» (Orpheu, 1915, № 2) и «Футуристическая Португалия» (Portugal Futurista, 1917). Принимал участие в выпуске второго номера журнала «Орфей», организованном Фернанду Пессоа, потому наряду с этим португальским поэтом, Мариу де Са-Карнейру, Алмадой Негрейрушем и Амадеу де Соуза-Кардозой стал известен в истории культуры Португалии как представитель так называемого поколения «Орфея» (Geração d’Orpheu).
В «Орфее» (1915, № 2) были опубликованы фотографии четырёх коллажей:
М. М. Мазняк в диссертации о поэтическом творчестве Мариу де Са-Карнейру отметила, что в поэме «Маникюр» «автор наглядно демонстрирует синтетический принцип интерсекционизма как вершины развития современного ему искусства в форме „художественно-математической формулы“: „Маринетти + Пикассо = Париж < Санта-Рита Пинтор + Фернанду Пессоа А́лвару де Кампуш !!!!“». Таким образом, по мнению поэта, интерсекционизм как порождение португальского гения Фернанду Пессоа, как поэтическое воплощение в поэзии А́лвару де Кампуша, так и живописное — в творчестве Санта Риты Пинтора — превзошёл все виды авангардного искусства[15].
Несмотря на участие в издании второго номера «Орфея» и принадлежность к его поколению, Санта Рита отстранился от теоретических изысков поэтов этого круга[7]. Полемика больше касалась вопросов литературы нежели живописи. Главными фигурами тех дискуссий были А́лвару де Кампуш, гетероним Фернанду Пессоа, Раул Леал (Raul Leal) и Амадеу де Соуза-Кардозу. Во втором номере «Орфея» были опубликованы посвящённые Санта Рите Пинтору два поэтических сочинения: «Морская ода» А́лвару де Кампуша и «Элегия» Мариу де Са-Карнейру. Несмотря на это, как М. де Са-Карнейру, так и А. де Соуза-Кардозу не высоко оценивали талант Санта Риты Пинтора[7]. Са-Карнейру с определённой жестокостью запечатлел словесный портрет эпатажного художника в одном из персонажей Confissão de Lúcio[16] — детективной повести о любовном треугольнике. Амадеу де Соуза-Кардоза также ненавидел его, и напал на него как-то раз в кафе «Бразилейра»[16]. Хотя та атака произошла до того, как Санта Рита вынудил Соузу-Кардозу опубликовать пространные выдержки из манифестов Маринетти в лиссабонской монархической газете «День» (O Dia) 4 декабря 1916 года[16]. Поэтому имя Санта Риты связано с одним из ключевых моментов португальского футуризма.
В начале XX века в изобразительном искусстве Португалии смешивались отзвуки импрессионизма, экспрессионизма, кубизма и нарождавшегося абстракционизма. Вот что писала о художнике Т. П. Каптерева: «Футуризм распространился в Португалии между 1915 и 1919 годами, его первым и, по существу, единственным лидером был Гильерме Санта Рита, называвший себя Санта Рита-Пинтор (художник). Санта Рита (1889—1918) среди своих сверстников предстал, пожалуй, самой неинтересной фигурой. Провозглашая уникальность собственной футуристической особы, Санта Рита на самом деле последовательным футуристом не был[17]. Его основные работы, более близкие к дадаистам, представляли собой род схематичных и абсурдных технических чертежей, составленных из наложенных друг на друга прямоугольников, линий и зигзагов, снабжённых нелепо многозначительными надписями, как, например: „Научный образец[17] головы+окулярный аппарат+динамическое зрительное восприятие+рефлексы среды+цвет“ (1914). Работы Санта Риты публиковались в журналах „Орфей“ (основан в 1915), „Футурист Португалии“ (основан в 1918) и вызывал озорные пародии в юмористической буржуазной печати»[18] [Более точный перевод претенциозного названия коллажа: «Научный инструментарий головы + глазной аппарат + наложение зрительной динамики + отражения среды x свет (механическая чувствительность)» (Estojo scientífico de uma cabeça + aparelho ocular + sobreposição dynamica visual + reflexos de ambiente x luz (SENSIBILIDADE MECHANICA))].
Официально значилось, что подготовкой выпуска первого и единственного номера «Футуристической Португалии» занимался Карлуш Филипе Порфириу (Carlos Filipe Porfírio, 1895—1970)[19], однако реальным руководителем проекта был Санта Рита. В том единственном номере был опубликован текст Бетенкура Ребелу (Bettencourt Rebello) о медиумической чувствительности Санта Риты[20], проиллюстрированный известной фотографией художника в клетчатом костюме[21], и были представлены фотографии четырёх работ первого португальского футуриста (первого наравне с Алмадой Негрейрушем). Публикация вызвала новый скандал, потому что весь тираж выпуска был арестован полицией в типографии и изъят из продажи за оскорбление моральных и государственных устоев.
В «Футуристической Португалии» (1917, № 1) вышли 4 фотографии, среди которых:
В работе «Орфей в пекле» (Orfeu nos infernos), ошибочно датированной 1903 годом («написана в возрасте 14 лет Санта Ритой Пинтором»[22]) на репродукции в единственном номере журнала «Футуристическая Португалия» (1917), столь же провоцирующе, сколь и саркастически изобразил своего художественного наставника Велозу Салгаду (Veloso Salgado) в образе Орфея. Ж. М. Шавеш (Joaquim Matos Chaves), автор единственной биографии художника, полагает, что данное полотно было создано значительно позднее — между 1913 и 1915 годами[23].
Умер от туберкулёза, ещё одной причиной кончины был сифилис. После смерти художника родственники уничтожили значительную часть его работ[7]. В изданной к 100-летию рождения единственной биографии художника представлены репродукции всех сохранившихся работ, из которых 9 картин маслом, рисунки, эскизы и прочее[24]. Главным образом творчество Санта Риты Пинтора известно по фотографиям.
![]() ![]() | ||||
---|---|---|---|---|
|