«Тарквиний и Лукреция» (итал. «Tarquinio e Lucrezia») — картина маслом итальянского художника эпохи Возрождения Тициана Вечеллио[1], впервые она им упоминается в письме для короля Испании Филиппу II в 1568 году за три года до её завершения в 1571 году, в котором и была отправлена ему и теперь находится в Музее Фицуильяма, в городе Кембридж, Великобритания.
![]() | |
Тициан Вечеллио | |
Тарквиний и Лукреция. 1571 | |
итал. Tarquinio e Lucrezia | |
Холст, масло. 188,9 × 145,1 см | |
Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания | |
(инв. 914) | |
![]() |
История из Древнего Рима об изнасиловании Лукреции Секстом Тарквинием и её последующем самоубийстве была популярной темой в искусстве эпохи Возрождения. Тарквиний изнасиловал Лукрецию, пригрозив ей убийством, если она отвергнет его ухаживания; этот момент изображён на картине «Тарквиний и Лукреция». На следующий день она разоблачает его и заканчивает свою жизнь самоубийством, что привело к падению царской власти в Древнем Риме.
Чаще всего в искусстве изображается либо момент изнасилования Лукреции, либо момент, когда она остаётся одна и заканчивает свою жизнь самоубийством, являясь образцом добродетели и мученицей. О данной версии почти с натуральной величиной, Тициан упомянул в письме 1568 года, за три года до её завершения в 1571 году, он писал королю Испании Филиппу II:
Поскольку я желаю завершить дни моей глубокой старости на службе у католического короля, мой Господь, я обещаю вам, что я сочиняю еще одно изобретение живописи, гораздо более трудоемкое и изобретательное, чем, возможно, любое, которое я создавал за многие годы до нынешнего момента...
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]Because I desire to close the days of this my extreme old age in the service of the Catholic king, my Lord, I promise you that I am composing another invention of painting of much greater labor and ingenuity than perhaps any I have produced for many years until now...
На картинке изображено нападение Тарквиния на Лукрецию . Кинжал в правой руке Тарквиния немного легче остального изображения. Драматизм композиции усиливается крошечными штрихами чистого белого цвета на кончике кинжала и в глазах Тарквиния, на фоне затемнённого лица, с Лукрецией. Тициан очень умно изобразил ощущение движение на картине внутри сцены, с клубящейся зеленой занавеской на заднем фоне и почти размытым эффектом большей части мазков
На лице Лукреции можно увидеть удивление и ужас, а на её щеке блестят маленькие яркие слезинки. Некоторые христианские писатели осуждали Лукрецию за то, что она позволила Тарквинию сделать с собой. Тициан, кажется, недвусмысленно заявляет о ее невиновности.
«Воспламеняющийся» - подходящее описание состояния угрожающего Тарквиния, поскольку Тициан одевает его в различные ярко-красные цвета, этим выбором цвета он показывает и символизирует возбуждение и агрессивность Тарквиния - начиная от одежды и заканчивая лицом, вместе с тенью. Тициан блестяще передает качество, которое воспламенило Тарквиния, и в то же время осуждает его.
Голова и рука, входящие слева, принадлежат рабу; в рассказе Тита Ливия Тарквиний сказал Лукреции, что если она не уступит ему, он убьет её вмести с ним, а затем заявит, что поймал их во время супружеской измены. Он символизирует бессилие против этого преступления, причастен ли к нему зритель, как свидетель, который смотрит из-за занавески, не может или не желая что-либо сделать, чтобы вмешаться?
Поза Тарквиния подобрана с осторожностью. Большая часть его веса приходится на правое колено, которое находится между ног Лукреции. Левая ступня очень легко касается земли. Тициан несколько раз менял положение руки, прежде чем успокоился.
Тициан черпал вдохновение и у других художников, в данном случае у граверов из Северной Европы. Две гравюры «Тарквиний и Лукреция», сделанные немецким художником Генрихом Альдегравером, 1539 и 1553 годов, показывают, как он заимствовал и улучшал более ранние композиции. Уже с одноимённой картины Тициана черпал вдохновение Рубенс для своей картины «Тарквиний и Лукреция», чьи композиции очень похожи.
Как и многие из картин его последних лет, эта была заказана для короля Испании Филиппа II и была готова для того, чтобы её забрал испанский посол в Венецию в августе 1571 года. Собственный титул Тициана из письма: Lucretia romana violata da Tarquino («Лукреция римская, изнасилованная Тарквинием»). Она оставалась в королевской коллекции Испании до 1813 года, когда её перевёз во Францию Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона, после того, как он потерял испанский престол. Вероятно, он взял её с собой в Америку с 1817 по 1832 год. После его смерти в 1844 году она была продана в Лондоне в 1945 году, и после нескольких частных владельцев, её последний владелец Чарльз Мюррей подарил её музею Фицуильяма в 1918 году. До этого она часто возвращалась на рынок и была продана шесть раз, вероятно, из-за её шокирующей экспозиции. Мюррей купил её в 1886 году, и она была продана в 1911 году только для того, чтобы выкупить ее снова.
Тициан Вечеллио, по прозвищу Тициан, ок. 1488–1576; Тарквиний и Лукреция, 1571; Масло на холсте; 914 — на английском.