«Утро» (итал.Aurora; также — «Рассвет», «Аврора»[1]) — мраморная скульптура, представляющая аллегорию Утра (или Рассвета), созданная выдающимся художником эпохи Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти в период 1526—1531 годов. Скульптура входит в композицию надгробия Лоренцо II, герцога Урбинского (внука Лоренцо Великолепного) в Капелле Медичи во Флоренции. Парная к ней скульптура называется «Вечер».
У этого термина существуют и другие значения, см. Утро (значения).
Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X, но заказчиком стал папа Климент VII, другой член семьи Медичи, который активно поддерживал этот проект.
Новая сакристии церкви Сан-Лоренцо. Надгробие Лоренцо II Медичи
Микеланджело работал над композицией надгробий Капеллы Медичи в 1526—1531 годах. По Эрпелю, окончательно скульптура «Утро» была доработана в 1531 году, вместе с «Ночью»[2]. В 1534 году Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуры и не завершив гробницу[а].
Предыдущая модель
Сохранилась терракотовая модель скульптуры, созданная около 1524 года. У модели отсутствует голова, левая рука и правая нога ниже колена[3]. Предыдущая модель довольно сильно отличается от скульптуры, в частности, позой. «Утро» в мраморе более наклонено к зрителю, тогда как по первоначальному замыслу оно лежало ровнее[4]. Различаются также детали — драпировки модели значительно пышнее. Также полностью завершена спина модели, тогда как в окончательном варианте она только грубо обработана[5].
Модель хранится в коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне [3].
Описание
«Умирающий раб» (фрагмент)
Скульптура изображает ещё не проснувшуюся женщину. Женщина полулежит на саркофаге, опираясь на правую руку, а левая, согнутая в локте, замерла в движении, почти касаясь изогнутой левой ноги. У неё полузакрыты глаза и приоткрыт рот. Голова повернута к зрителю и склонена на правое плечо. Под грудью у неё завязана лента, которая является символом рабства[6][б]. «Утро» — полная противоположность «Ночи», тело которой выносило многих детей. Эта разная женственность — девичья «Утра», зрелая «Ночи» — является диалектическим соответствием Мадонне, которая является одновременно и девой и матерью[7].
Вазари писал о ней так:
(…) В её позе, хотя она еще сонная, чувствуется желание проснуться, встать с мягкого ложа, а проснувшись, она найдет глаза великого герцога сомкнутыми. Поэтому в вечной красоте своей она отворачивается, проявляя свою печаль и скорбь.[1]
По Либману, «„Аврора“, утренняя заря, мучительно пробуждается от тяжелых сновидений. Черты её прекрасного лица полны страданий, а её цветущее молодое тело изгибается, словно от внутренней боли»[8]. По мнению Лазарева, именно «невероятный контраст между процветающим девичьим телом и смертельно измученной душой в нём поднимает статую „Авроры“ на высочайшие вершины искусства»[6].
Образ в искусстве
В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) подчеркнут тот факт, что Микеланджело, кроме мадонн, женских статуй в мраморе до этого не делал, поэтому и «Ночь» и «Утро» занимают особое место в его творчестве[9]. В произведении о статуе написано так: «[Микеланджело] высекал „Утро“ — ещё не совсем проснувшуюся, захваченную на грани сновидения и реальности женщину; её голова ещё сонно покоилась на плече; туго затянутая под грудями лента лишь подчеркивала их объём, их напоминавшую луковицы форму; мускулы живота чуть обвисли, чрево устало от вынашивания плода; весь тяжкий путь её жизни читался в полузакрытых глазах, в полуоткрытом рте; приподнявшаяся, словно переломленная в локте, левая рука повисла в воздухе и была готова упасть в то мгновение, как только женщина отведет от плеча свою голову, чтобы взглянуть в лицо дня»[10].
В японском аниме-сериале «Эрго Прокси» (2006) все четыре статуи-аллегории выступают советниками правителя города Ромдо (Рим?). Скульптура «Утра» — персонификация французского философа Жака Деррида, основателя деконструктивизма[11].
Примечания
а. ^гробница была завершена по заказу Козимо I Медичи в 1554—1555 гг. Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати[12]
б. ^такая же картина есть и у «Умирающий раб», созданного около 1513
(…) Dawn as not yet awake, caught in the transition between dream and reality, her head still resting wearily on her shoulder; a band drawn tight under the breasts to emphasize spatially their bulbous quality; the stomach muscles sagging, the womb exhausted from bearing, the whole arduous journey of her life in the half-closed eyes and half-open mouth; the left arm bent and suspended in air, ready to fall as soon as she lifted her head from her shoulder to face the day
».Дата обращения: 26 июля 2012.Архивировано 7августа 2012года.
Другой контент может иметь иную лицензию. Перед использованием материалов сайта WikiSort.org внимательно изучите правила лицензирования конкретных элементов наполнения сайта.
2019-2025 WikiSort.org - проект по пересортировке и дополнению контента Википедии