art.wikisort.org - Скульптура

Search / Calendar

Тондо Питти, Мадонна Питти (итал. Tondo Pitti, Madonna Pitti, Madonna col Bambino e San Giovanni) — тондо (итал. tondo — круглый), круглый барельеф из мрамора (85 × 82 см), созданный выдающимся художником Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти в период 1503 −1505 годов для представителя богатой семьи флорентийских банкиров Бартоломео Питти.

Микеланджело
Тондо Питти. 1503—1505
итал. Tondo Pitti
мрамор. Высота 85×82
Барджелло, Флоренция, Италия
 Медиафайлы на Викискладе

История


Рафаэль Санти. Мадонна в кресле. 1513—1514. Дерево, масло. Палаццо Питти, Флоренция
Рафаэль Санти. Мадонна в кресле. 1513—1514. Дерево, масло. Палаццо Питти, Флоренция

Тондо восходит к тому времени, когда Микеланджело жил во Флоренции до его переезда в 1505 году в Рим и создал его практически одновременно с другим: «Тондо Таддеи». По свидетельству Джорджо Вазари, работая над бронзовой статуей Давида, «тогда же начал он, но не закончил, два мраморных тондо, одно для Таддео Таддеи, то, что и ныне находится в его доме, а другое было начато им для Бартоломео Питти… Обе работы были признаны превосходными и дивными»[1].

Далее, по Вазари, сын Бартоломео, фра Миньято Питти, монах монастыря Монте-Оливето-Маджоре, подарил это произведение своему другу Луиджи Гвиччардини. Бенедетто Варки свидетельствовал, что в 1564 году это произведение находилось в доме Пьетро, внука Луиджи Гвиччардини. В 1823 году приобретено флорентийскими Галереями, находилось в Уффици, а в 1873 году помещено в музей Барджелло во Флоренции.


Композиция и стиль


Рельеф, как и в «Тондо Таддеи» изображает Деву Марию и маленьких Иисуса и Иоанна Крестителя. Мария сидит на низкой каменной скамье, придерживая правой рукой раскрытую книгу, левой обнимая Сына и смотрит вдаль, как бы размышляя о Его судьбе, только что прочитанной в пророчествах Священного Писания. Херувим на лбу Марии символизирует знание пророчеств (также, как это показано в статуе алтаря Базилики дель Санто работы Донателло в Падуе). Младенец Иисус опирается на книгу в живом контрапосте, cлева виден маленький Иоанн Креститель. Дева Мария заполняет собой всю композицию, но поскольку тондо является не идеально круглым, а овальным, а голова Марии несколько выходит за его пределы, вся группа не кажется принуждённой в замкнутом формате. Фигуры идеально вписаны в слегка овальный формат, они выполнены проще, чем на Тондо Таддеи, и в более высоком рельефе[2].

В чертах Иисуса и Марии также прослеживается сходство с фигурами скульптуры «Мадонна Брюгге» — зрелость, печаль и обречённость[3].

Умберто Бальдини в своём исследовании творчества Микеланджело, как и других случаях, отмечал «иконографические связи с античностью»: соотнесённость изображения Младенца с античными гениями саркофага Федры из пизанского Кампосанто, а также с раннеренессансными произведениями, работами Якопо делла Кверча, статуей Мадонны с падуанского алтаря Базилики дель Санто работы Донателло. Более чёткая композиция и уверенная проработка деталей побудила многих исследователей предполагать, что это тондо выполнено несколько позднее, чем «Тондо Таддеи»[4]. Удивительная слаженность пластических движений и замкнутая целостность, уравновешенность композиции, как и в прочих случаях, наводили исследователей на мысль о преемственности с творчеством Леонардо да Винчи, в данном случае с композицией Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом (ок. 1508). Однако У. Бальдини всячески подчёркивал творческое противостояние Леонардо и Микеланджело в эти годы во Флоренции:

«То, что может привести к прочтению двух барельефов в леонардовском ключе, лишь внешние технические особенности. И подсказаны они „незаконченным“, которое — как осознанный приём выражения — проявляется в самом мраморе. Атмосферический же трепет и светотеневые нюансы оказываются лишь призванными подчеркнуть форму, определённую и поднятую — в том числе и световыми противопоставлениями — на уровень самой возвышенной пластической энергии. Так что вместо погружения формы в свет и в космическую субстанцию перед нами её самовластный уход в самоё себя, её изоляция, как конечная точка ужасающей творческой муки. Это то самое время, когда Микеланджело борется с Леонардо в последнем напряжении мыслительной работы; это время, когда приближается их схватка на стенах Большого Зала Совета в Палаццо Веккьо. И пусть схватка не состоялась, в соответствующих произведениях этой поры можно вполне точно разглядеть твёрдое и абсолютное противостояние двух великих спорщиков»[4]

Знаток истории западноевропейского искусства Е. И. Ротенберг писал о значении обоих тондо как воплощающих «продолжение лирической линии» в искусстве Микеланджело. В монографии о художнике он подчёркивал:

«Лирическая окраска сказывается не только в трактовке молодой матери и детей, она воплощена в самой атмосфере, которая их окружает. Это ситуация не столько с элементами действия, сколько настроения. Впервые с такой ощутимостью выраженное в ренессансных скульптурных композициях впечатление окружающей героев поэтической атмосферы усиливается незавершённостью рельефов, свободной, далёкой от законченности обработкой поверхности мрамора, что вносит в изображения оттенок неполной высказанности, не до конца уловимого чувства»[5]

[Микеданджело] стал внимательно рассматривать два разделанных мраморных рельефа, которые создавал одновременно, то по ночам, во время бессонницы, то днем, когда не подымался на леса за забором вокруг статуи[а], а сидел дома. На обоих рельефах была божья матерь с младенцем и святым Иоанном. Он изучал оба внимательно, строго, однако ничего не прибавляя и не сглаживая, а только заботливо прослеживая каждый след удара по камню…

Карел Шульц, «Камень и боль», с. 556

Оба произведения: «Тондо Таддеи» и «Тондо Питти», характерны так называемым «нон-финито» (итал. non finito — незаконченное)), состоянием, кажущимся формально и технически незавершённым. Микеланджело часто использовал этот приём по разным причинам, иногда сознательно, иногда по ряду внешних обстоятельств, как, например, в фигурах «Рабов» или в поздних «Пьета». Однако мрамор «Тондо Питти» обработан более тщательно и качества нон-финито не сразу заметны. Несмотря на то, что Вазари писал о тондо как о произведении «начатом, но не законченном», исследователи до сих пор спорят об этом факте. В. Н. Лазарев соглашался с Вазари, однако, отмечал, что в этой незаконченности «есть свои великие чары»[6]. Уильям Уоллес считал, что техника «non finito» в этом произведении подчёркивает различие завершённости образов и «сфумато» атмосферного фона [7]. Эрик Шильяно утверждал, что оба тондо — и Питти, и Таддеи — это «блестящее использование собранности и выразительности круглой формы, высокого рельефа и обработки поверхности резцом» [8]. По Эрику Шильяно, «несовершенство» тондо сомнительно, поскольку Таддео не отказался от заказа, и не настаивал на «полировке» или доработке [9].

Уильям Уоллес заметил также, что барельеф планировался для осмотра снизу вверх — именно при этом условии Мария предстаёт «королевой небес, сидящей на троне из идеального куба и вписанной в круг тондо, которое заменяет её отсутствующий нимб»[7]. Композиция и общее настроение «Тондо Питти» заставляет вспомнить «Мадонн Рафаэля». И действительно, известно, что молодой Рафаэль находился под влиянием Микеланджело, в том числе рельефов «Тондо Таддеи» и «Тондо Питти». Рафаэль делал с этих произведений зарисовки, использовав их и для своей картины-тондо «Мадонна в кресле» (Палаццо Питти, Флоренция), которую Рафаэль «строит словно скульптурный барельеф»[10].

Гипсовые слепки шедевра Микеланджело имеются в собраниях Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее Фицуильяма в Кембридже, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.


См. также




Примечания


  1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — Т. 2. — С. 394
  2. Tondo Pitti (англ.) (недоступная ссылка). www.michelangeloexperience.com (9 сентября 2010). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 13 марта 2016 года.
  3. Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» (1503-1505). www.mikelangelo.ru. Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 11 сентября 2013 года.
  4. Baldini U. Michelangelo scultore. — Milano: Rizzoli, 1973. — Р. 80
  5. Ротенберг Е. И. Микеланджело Буонарроти. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — С. 10
  6. Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 9.
  7. Wallace, 2010, с. 22.
  8. Scigliano, 2005, с. 110.
  9. Scigliano, 2005, с. 111.
  10. Гращенков В. Н. Об искусстве Рафаэля // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — С. 310, 311, 312

Литература




На других языках


[en] Pitti Tondo

The Pitti Tondo (Tondo Pitti) is a marble relief of the Virgin and Child by Michelangelo in round or tondo form. It was made between 1503 and 1504 and is now in the Museo nazionale del Bargello in Florence.[1]

[es] Tondo Pitti

El Tondo Pitti es una escultura en relieve de mármol con un diámetro horizontal de 82 cm y vertical de 85,5 cm, realizada por el escultor Miguel Ángel hacia el año 1503 y que se conserva en el Museo Nazionale del Bargello de Florencia.

[it] Tondo Pitti

Il Tondo Pitti è un bassorilievo marmoreo (85x82 cm) di Michelangelo Buonarroti, eseguito tra il 1503 e il 1504 circa e collocato nel Museo nazionale del Bargello a Firenze.
- [ru] Тондо Питти



Текст в блоке "Читать" взят с сайта "Википедия" и доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Другой контент может иметь иную лицензию. Перед использованием материалов сайта WikiSort.org внимательно изучите правила лицензирования конкретных элементов наполнения сайта.

2019-2025
WikiSort.org - проект по пересортировке и дополнению контента Википедии