Константи́н Алексе́евич Коро́вин (23 ноября (5 декабря) 1861 год, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи (с 1905 г.). Главный декоратор и художник московских театров (с 1910 г.).
Константин Алексеевич Коровин | |
---|---|
![]() портрет кисти В. А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова | |
Дата рождения | 5 декабря 1861(1861-12-05)[1] |
Место рождения | |
Дата смерти | 11 сентября 1939(1939-09-11)[2][3][4][…] (77 лет) |
Место смерти | |
Гражданство |
![]() ![]() |
Жанр | пейзаж и натюрморт |
Учёба |
|
Стиль | импрессионизм |
Награды |
![]() |
Звания | академик ИАХ (1905)[5] |
![]() |
Родился в Москве в Дурном пер. близ Таганской пл. Происходил из состоятельной купеческой семьи. Дед — купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин.
После банкротства отца в отрочестве переехал в Большие Мытищи, где состоялось его первое знакомство с рисованием[6].
В тринадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у Алексея Саврасова, Василия Поленова и Василия Перова.
Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.
Коровин вместе с другом, художником Валентином Серовым, дважды (1894 и 1897) совершил путешествие на Север, посетив Мурман, северную Норвегию, шведскую Лапландию. Результатом поездки стали пейзажи «Гавань в Норвегии» (1894, ГТГ), «Ручей святого Трифона в Печенге. Лапландия» (1894, ГТГ), «Хаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» (1894, ГТГ), «Архангельский порт на Двине» (1894, Тульский областной художественный музей). В 1895 году Коровин повторил путешествие, но уже с Н. А. Праховым и художником Н. В. Досекиным, а в 1898 году — с Н. А. Клодтом (для подготовки ко Всемирной выставке в Париже 1900 года)[7].
Посетил Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с импрессионизмом.
В 1896 году Константин Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту на ярмарке в Нижнем Новгороде[8][9].
Участвовал в оформлении российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже (1900), где выступил как архитектор (спроектировал здание Кустарного отдела) и как автор экспозиции выполнил 31 декоративное панно (хранятся в ГРМ, Санкт-Петербург). Удостоен двух золотых и семи серебряных медалей выставки и ордена Почётного легиона.
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинов», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).
В Париже Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета Модеста Дурнова, общался с поэтом Константином Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).
Во время Первой мировой войны Константин Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.
На протяжении десятилетий Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.
С 1901 года Константин Коровин и Валентин Серов преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные впоследствии художники: А. М. Герасимов, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, И. И. Машков, С. Г. Никифоров, М. С. Сарьян, Л. В. Туржанский, Р. Р. Фальк, сценограф Сергей Николаев, будущий педагог, писатель и краевед Сергей Волков.
В 1902 году Коровин приобрёл у Саввы Мамонтова участок земли и построил дом в деревне Охотино (Переславский район Ярославской области). Чуть позже, часть земли, так называемую Ратухинскую пустошь, у него выкупил Фёдор Шаляпин, и по проекту Коровина также построил себе дом[10].
В воспоминаниях одного из его учеников, Николая Чернышёва, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни[11]:
По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.
«Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством…
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб».
Значительное место в творчестве Коровина занимает Крым, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910—1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Особенно после несчастья с сыном, когда Коровин надолго уехал в Гурзуф (в 1913 году сын художника попал под трамвай и лишился стопы). Здесь художник много и плодотворно работал. В работах, залитых солнечным светом, он часто изображал достаточно большое пространство, словно стараясь утвердить живительную силу лучей, несущих с собой тепло — этот источник благодати и красоты.
Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма — «Саламбо», в память об удачно оконченной работе над декорациями к балету А. Ф. Арендса «Саламбо» по одноименному роману Г. Флобера. На даче «Саламбо» бывали И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. И. Шаляпин. Хозяин дачи «Саламбо» писал в своих картинах розы, которые было видно из окон на фоне моря. Сегодня любой приезжающий в Гурзуф курортник в мае месяце обязательно обратит внимание на великолепные жёлтые розы, оплетающие арку входа в Дом творчества Художественного фонда, как теперь именуется бывшая дача. Другая такая же роза находится во дворе, внутри.
После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжал. В советское время дача использовалась как база отдыха, и с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда. Сегодня Дом творчества художников имени К. А. Коровина состоит из двух корпусов. Один из этих корпусов — бывшая дача художника Коровина, в Российской федерации - объект культурного наследия.
После Октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года художник жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка».
В 1922 году художник по совету Анатолия Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.
Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда ухудшение зрения вынудило полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы. Написал более четырёхсот рассказов, которые публиковал в эмигрантских парижских изданиях: «Россия и славянство»[12], «Иллюстрированная Россия» и «Возрождение».
Скоропостижно скончался на одной из улиц Парижа от сердечного приступа 11 сентября 1939 года; похоронен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.
Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
Изготавливать костюмы и декорации для театра Константин Коровин начал еще в 1884 году, сотрудничая с оперой Мамонтова. В 1885 году художник под руководством Поленова написал декорации для "Аиды". Самостоятельно Коровин сделал декорации для "Кармен" Ж. Бизе и "Лакме" Делиба[13].
В 1900-х годах художник также активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, операм и балетам. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы "Русалка" А. С. Даргомыжского. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). В 1904 году Коровин вместе с А. Васнецовым, А. Головиным и Ф. Лавдовским оформил "Жизнь за царя" М. И. Глинки[13]. Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане[14].
Многие эскизы выполнялись другими художниками, при этом автором идей и образов был Коровин.
Константин Коровин и Александр Головин внесли в работу Большого театра принципиальное изменение: появился главный художник постановки, работающий в связке с режиссером или балетмейстером. Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер А. А. Горский. Коровин предложил заменить корсеты балерин на более свободную одежду - туники. Впоследствии изменился и язык хореографии. Поменялось значение декорации, которая раньше была просто фоном, а стала полноценным объектом спектакля[13]. В некоторых постановках, в частности, в опере "Богема" Пуччини, поставленной Л. Собиновым, декорация даже затмила актёров.
Коровин считал работу над декорациями таким же "чистым искусством", как и живопись, демонстрирующуюся на выставках, о чём он сообщил Поленову в переписке[13].
![]() ![]() | ||||
---|---|---|---|---|
Словари и энциклопедии | ||||
Генеалогия и некрополистика | ||||
|
![]() Импрессионизм | |
---|---|
Представители | |
Американский импрессионизм | |
Словенский импрессионизм | |
Художники других стран | |
Коллекционеры |
|
Музеи |
|
Другое |
|